Базовые навыки управления автомобилем включают в себя:
- посадку за рулем;
- пуск двигателя;
- навыки начала движения;
- навыки переключения передач;
- навыки торможения и остановки;
- навыки выполнения маневров: разворотов, поворотов, парковки, движения задним ходом.
Эти навыки даются любому водителю еще в автошколе, поэтому подробно рассматривать их не будем. Остановимся только на посадке за рулем — это именно тот навык, на который меньше всего обращают внимание, считая его несущественным, однако посадка за рулем играет важную роль в экстремальном вождении. От правильности посадки зависит возможность скоростного руления, оперативного управления, чувство автомобиля водителем и многое другое. Посадка за рулем определяет свободу движения, обзор, физические усилия для управления автомобилем, а также либо способствует усталости, либо помогает ее снизить при длительном нахождении за рулем.
С правильной посадкой за рулем тесно связана и одежда водителя. Неудобная одежда может помешать управлению и даже привести к ДТП. Особое внимание следует уделить обуви — в основном, конечно, это касается женщин. Обувь на высоком каблуке либо на массивной платформе не позволяет нормально нажимать педали автомобиля, ноги быстро устают (особенно в случае высокого каблука), к тому же в подобной обуви теряется чувствительность стопы — водитель перестает ощущать сигналы, которые подает автомобиль, и нога в любой момент может соскользнуть с педали, а если это произойдет в экстремальной ситуации, то произойдет ДТП!
Водитель-новичок неосознанно старается придвинуться к рулю как можно ближе собственно не столько к рулю, сколько к лобовому стеклу, считая, что так будет лучше видно (кстати, подобную посадку еще называют посадкой таксиста). Однако обзор не улучшается, зато уменьшается степень свободы, становится сложнее манипулировать рулевым колесом — мешает собственное тело, уменьшается скорость реакции (при слишком близкой посадке к рулевому колесу быстродействие при управлении уменьшается). Кроме того, такой водитель не только придвигается к рулю, но и отодвигается от спинки сиденья. В результате его спина не имеет опоры, мышцы спины и шеи перенапряжены, и водитель быстро утомляется. А после проведенного дня за рулем автовладелец делает вполне естественный вывод о том, что водить машину куда как тяжелее, чем разгружать вагоны.
Аналогичную ошибку совершают те водители, которые отодвигаются от рулевого колеса слишком далеко. Результат этого точно такой же, как и при слишком близкой посадке: быстрая утомляемость (ведь к рулю-то приходится тянуться, прилагать определенные усилия!), уменьшение быстродействия при манипуляциях рулевым колесом (опять же за счет того, что руль находится слишком далеко, не на оптимальном расстоянии, основная нагрузка падает на мышцы рук), малый угол обзора. При подобной посадке практически невозможно осуществлять скоростное руление — руки не располагаются так, чтобы обеспечить максимальный ход рулевого колеса.
Правильная посадка за рулем обеспечивает устойчивое положение корпуса водителя, освобождает конечности для выполнения требуемых функций, обеспечивает максимальную точность управления (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Посадка за рулем: а — правильно, б — слишком далеко, в — слишком близко
Для правильной посадки за рулем следует вначале отрегулировать высоту сиденья следующим образом: сев на сиденье и полностью откинувшись к спинке, отрегулировать его так, чтобы ноги свободно доставали до прижатых педалей; угол в сгибе колена должен составлять 120-150° для легковых автомобилей, а вытянутая, не полностью распрямленная левая рука запястьем должна касаться верхней точки рулевого колеса (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Правильная посадка в легковом автомобиле
Ноги на педали управления нужно ставить серединой стопы, так как это обеспечивает наиболее устойчивое положение, исключает соскакивание ноги, не вызывает усталости и позволяет легко перемещать стопу с одной педали на другую (рис. 2.3, 2.4).
Рис. 2.3. Положение стопы на педали: а — правильно б, в — неправильно
Рис. 2.4. Движение стопы водителя по отношению к педалям
Добившись этого положения, нужно отрегулировать спинку сиденья так, чтобы она полностью прилегала к спине. Подголовник средней частью должен упираться в затылок.
Отрегулировав сиденье, оптимальность посадки можно проверить: при пристегнутом ремне безопасности проверьте удобно ли пользоваться переключателями на приборной панели и рычагом переключения передач, если — нет, подрегулируйте расположение сиденья и спинки.
Психофизиологи установили, что правильная осанка водителя (см. рис. 2.2) позволяет дольше сохранять внимание в сложной дорожной обстановке.
Постарайтесь не наклонять голову (вперед, назад, в сторону). Ошибка, казалось бы, очень незначительная, но на самом деле серьезная. В височной части головы человека расположены органы равновесия. Это два отолитовых аппарата, которые позволяют оценить разгонную и тормозную динамику автомобиля, и два комплекта полукружных
каналов, которые позволяют ощущать вращательные моменты в трех плоскостях. Поэтому эти органы являются важными механизмами для контроля за устойчивостью и управляемостью автомобиля. Идеальные условия для работы органов — вертикальное (теменем вверх) положение головы. Поэтому на скользкой дороге и в других сложных
ситуациях нужно исключить эту ошибку, которая может косвенно повлиять на оценку ситуации на дороге.
Следует обратить особое внимание на ремень безопасности. В его пользу можно привести ряд доводов в первую очередь Правила дорожного движения: «водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности…» (ст.9.5 ПДД РБ).
Кроме того, любому водителю (особенно если речь идет об
экстремальном автовождении) следует знать о том, «что подголовники и ремни
безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три, а
при опрокидывании — в пять раз. Что без ремня безопасности, столкнувшись с
неподвижным препятствием даже на скорости
Кроме удобной посадки, следует еще правильно располагать руки на рулевом колесе.
При расположении обеих рук в верхней части рулевого колеса (рис. 2.5, б) они, казалось бы, устают меньше, но при выполнении маневра приходится часто перехватывать руль, что не способствует комфорту кистей.
Расположение рук внизу рулевого колеса (рис. 2.5, в, д) мешает работе двух кистей одновременно: руль, конечно, можно повернуть на большой угол, но только одной рукой, вторая тут же упрется в бок. Такая позиция называется запретной зоной, и работать с рулевым колесом подобным образом не рекомендуется.
Оптимальная, базовая позиция рук на рулевом колесе изображена на рис. 2.5, а. При таком положении можно вообще не снимать руки с руля при небольших поворотах, а при больших — легко выполняется перехват.
Рис. 2.5. Положение рук на рулевом колесе: а – правильно, б-е – неправильно
Не стоит сжимать рулевое колесо с такой силой, словно вы собираетесь добыть из него воду. Так руки быстро устанут, что снизит качество управления автомобилем и скорость маневрирования. Однако не следует держать его и слишком слабо — ведь должна быть обратная связь с колесами автомобиля. Кроме того, неожиданный наезд на препятствие может вырвать рулевое колесо из слабых рук, в итоге автомобиль потеряет управление.