Неприятно, когда «подставлялы» въезжают в ваш автомобиль или имитируют ДТС.
Однако тех, кто поставил это дело «на поток» называют мошенниками и
квалифицируют их деятельность по соответствующим статьям законов. О том, какими
бывают типовые ситуации по этой теме, можно ознакомиться на нашем сайте.
Автомобильные подставы - как это происходит
"Аварийное" ремесло
Смысл этой изначально мошеннической комбинации незамысловат и прост:
спровоцировать ДТП, подставив автомобиль под несильный удар, а затем, запугивая
и психологически прессингуя жертву, заставить ее (причем лучше всего на месте
инсценировки) выложить кругленькую сумму за ремонт автомашины-подставы.
В качестве подставных в большинстве используются подержанные автомобили
престижных и дорогих марок: Mercedes, на которых для пущей "крутости" могут быть
наклеены шильдики, обозначающие самые дорогие модели; BMW пятой и седьмой серий;
Audi 80, 100 или А6 первых лет выпуска; Volvo восьмой или девятой серий.
Встречаются Saab 9000, Mitsubishi Galant, Lexus. То есть автомобили с имиджем
дорогих, реальная цена которых однако может колебаться в пределах 10 тыс.
долларов. Ведь далеко не всем известно, что десятилетние 735-й BMW или Mercedes
в 124-м кузове при вполне пристойном внешнем виде могут стоить дешевле новой "десятки".
Имиджевые автомобили для "бомбежки" подбираются на крупных авторынках из числа
"подвисших", то есть тех, которые по каким-то причинам не могут выгодно продать. К таким
относятся автомашины, у которых проблемы с «растаможкой» или побывавшие в
серьезной аварии, но отремонтированные до идеального состояния. Подставных
автомашин у "бригады" может быть несколько – пока одна наскоро ремонтируется,
другие "работают" на трассе. Определить автомашины подставлял также можно по
ряду косвенных признаков: это основательно загрязненные номера на относительно
чистой машине или их отсутствие; нероссийские номерные знаки, бумажные листки "транзита",
наличие на машине явных следов ремонта, повреждения кузовных элементов,
потертости на левом переднем крыле, и т.п. Целые и неповрежденные машины
практически никогда не подставляются.
"Подстав-бригада"
При этом, вопреки стереотипам,
подставлялы не входят в состав влиятельных группировок, а лишь платят за «крышу»
– примерно две тысячи долларов в месяц с одной машины. И статус их в
криминальной среде не высок – что-то типа лохотронщиков и барсеточников.
"Работают" "подстав-бригады" с утра и до поздней ночи. Утром многие из "спонсоров"
спешат на работу, и задержка из-за ожидания ГИБДД вдвойне нежелательна. А потому
"клиента" проще "развести на деньги". Также как и в дождливую ночь в безлюдном и
темном месте.
Незатейлива и их организационная структура. Обычно отряды подставлял
контролируют определенные транспортные магистрали или их участки. Отряды
разбиваются на несколько групп, каждая из которых действует в своем месте.
Группы, в свою очередь, делятся на отдельно взятые "экипажи". Экипажи подставных
автомашин, выезжающих на дело, состоят из 2-4 человек – водителя и "разборщиков-разводил".
Некоторые экипажи интернациональные, состоят из выходцев с Кавказа и славян.
Водители в большинстве своем асы – ведь выполнение "подставного" маневра
зачастую требует филигранности и особого водительского мастерства. В результате
от встреч с вымогателями не застрахованы ни "чайники", ни самые опытные водители.
"Клиенты"
Вне зоны риска новые дорогие и престижные иномарки. Мало шансов столкнуться с «подставой»
у новеньких отечественных автомобилей с наглухо затонированными стеклами и
спортивными дисками – не видно ведь кто находится в салоне и в каком количестве.
Редко подставляются под машины, в которых едут несколько человек – свидетели при
подставах ни к чему, да и «развести на деньги» водителя-одиночку гораздо проще.
Вряд ли стоит беспокоиться хозяевам отечественного потрепанного транспорта. По
преступной логике, у таких людей скорее всего не окажется и десятой доли
запрашиваемой суммы, тем более с собой, а деньги надо получить как можно скорее.
Бандиты понимают, что если жертва окажется неплатежеспособной, то она начнет
искать другие пути выхода из положения – обращаться в милицию (причем, скорее
всего ни в ГИБДД, а в УБОП) или привлекать знакомых "братков". Поэтому жертва
должна быть не просто платежеспособной, а способной расплатиться на месте или в
течение ближайшего времени и без ожесточенного сопротивления и привлечения
вышеназванных товарищей.
Излюбленные машины для «подстав» – свежие «восьмерки»-«десятки» и относительно
недорогие иномарки – то есть автомобили, владельцы которых, по представлению
жуликов, достаточно обеспечены для того, чтобы на месте расплатиться, но
недостаточно круты для того, чтобы с ними «разобраться». Но лучше всего, по
мнению подставлял, на роль «спонсора» подходит типичный представитель среднего
класса – законопослушный, скромный и при деньгах преуспевающий клерк. Его выдает
одежда – корпоративная, стандартная и аккуратная. Автомашина современной модели,
новая, но не самая дорогая. Иномарка, седан бизнес-класса типа Nissan Primera
или Maxima; Opel Vectra – Omega; Peugeot-406, Renault Laguna, VW Bora или Passat.
Попадание на "подставу"
Технология исполнения
При попадании в подобную ситуацию возможны две ситуации. Первая – когда
рихтанули не сильно, и виновник аварии не очевиден. В таких случаях, если вам
удалось вызвать ГИБДД, подставлялы быстренько уезжают. Но даже при таком
раскладе необходимо дождаться ГАИ и составить протокол в который должны быть
внесены все повреждения автомашины от ДТП (пусть даже это будет едва заметная
царапина на бампере). Бывали случаи, когда подставлялы после отъезда жертвы
возвращались на место со «своими» ГАИшниками и потом «на вполне законных
основаниях» требовали деньги «за ремонт». Причем здесь не поможет даже наличие
страховки гражданской ответственности, т.к. вы, якобы, покинули место ДТП, а в
таких случаях страховые компании платить отказываются.
Вторая – если они «подставились» хорошо, предположим, поймали жертву на
перестроении или же у них очевидные повреждения именно от этой аварии. Здесь они
так просто не уедут, даже если ваша гражданская ответственность застрахована.
Тем не менее, застрахованный по ГО водитель при встрече с «подставлялами» может
чувствовать себя более уверенно – при грамотном поведении ему практически не
грозит оплата «ремонта» машины-«подставы».
В любом случае сразу после аварии сами вызывайте ГИБДД (02 или служба спасения –
911, по МТС-мобиле 112). Если вызовут «подставлялы», то ГАИшники скорее всего
окажутся работающими на пару с ними и прессинг только ужесточится. Люди в форме
вместе с жуликами будут настаивать на расчете на месте. Все равно требуйте
оформления протокола, предварительно убедившись, что это все-таки сотрудник
ГИБДД, а не «муниципал», не «эколог» и тем более не егерь из местного
охотхозяйства.
Не отъезжайте с места ДТП, не трогайте машину, хотя подставлялы будут настойчиво
предлагать вам отъехать к обочине и осмотреть повреждения «в спокойной
обстановке». Пусть это будет самое оживленное место – не убирайте автомобиль до
приезда сотрудников ГИБДД.
Не следует думать, что можно по-хорошему договориться без милиции (типа
повреждений то – всего ничего). За один только поцарапанный бампер с вас
потребуют более $1000. Причем и официальные калькуляции будут не намного меньше.
(Несмотря на то, что машина старая, все запчасти будут ставиться новые,
поставляемые из-за рубежа от фирм-изготовителей). Если есть маленькая царапина
на крыле, то будут перекрашивать все крыло (бампер, дверь). Не соглашайтесь и на
«обоюдную вину», ибо тогда вам придется ремонтировать их машину, а им – вашу.
Разницу в цене оценить не сложно.
Неплохо заручиться поддержкой свидетелей ДТП. Особенно тех, которые видели
умышленно созданную аварийную ситуацию. Обязательно запишите их координаты. Если
подставлялы поймут, что это свидетель, то пока вы будете разбираться с одним из
них, другие «надавят» на свидетеля и он попросту может уехать. Зато потом, имея
его данные, в спокойной обстановке сможете с ним договориться.
Правила грамотной «разводки»
После «аварии» начинается то, ради чего все собственно и затевалось – «развод на
деньги»… «Разводит», как правило, пассажир (пассажиры). «Клиента» начинают
убеждать, что он должен заплатить добровольно и прямо на месте. Для лучшего
понимания этого «долга» ему покажут целый спектакль, в котором жертве отведена
главная роль – роль «спонсора». "Спонсора" начнут убеждать заплатить добровольно
и прямо на месте. Чтобы "спонсор" это лучше понял, ему покажут отлично сделанный
спектакль, с режиссером и актерами.
Начнется все относительно вежливо: "…Ну, ты же сам виноват, надо бы заплатить",
"Как быть, машина не наша, надо срочно ремонтировать, что хозяин скажет?..".
Некоторые из "разводил" практикуют старинный, хорошо известный и хорошо
зарекомендовавший себя метод "злого-доброго". "Злой" требует максимальную сумму,
а "добрый" соглашается на существенно меньшую, мотивируя тем, что, так уж и быть,
ремонтироваться они будут у знакомых. Если "клиент" упирается, то мягкий
прессинг часто переходит в самые жесткие, к счастью, в большинстве случаев
словесные, его формы. Поздно вечером или ночью, в безлюдном месте этап
разминочных церемоний, как правило, пропускают, сразу начиная с откровенных и
конкретных угроз.
Основное правило: во время «развода» ведите себя естественно и главное – не
теряйте самообладания. Помните, что законный путь подставлялам изначально не
выгоден. Во-первых, они не получат требуемую сумму, а во-вторых, им не зачем «светиться»
в правоохранительных органах и страховых компаниях (если у вас застрахована
гражданская ответственность).
Даже если страшно, старайтесь не показать испуга – шакалы чувствуют страх жертвы
и становятся еще агрессивнее... Это самое трудное, потому что «прессовать» будут
сильно. Не обращайте внимание на угрозы, попытки «пробить» на жалость, игру в «хорошего»
и «плохого» и другие уловки. Сейчас не начало 90-х годов и подавляющее
большинство отморозков и беспредельщиков либо поумнели, либо находятся в мире
ином и вряд ли вернутся. Подстава – бизнес, построенный на недоказуемости умысла
на мошенничество и «чистый» криминал здесь ни к чему. Но и не нужно строить из
себя «крутого», угрожать своими связями, вести себя вызывающе – ведь исключения
бывают из любых правил. Не следует показывать «подставлялам» и документы – по
закону предъявлять их вы обязаны лишь работникам милиции.
Косвенным подтверждением инсценировки ДТП может служить:
- ведущую роль в разборе аварии берет на себя пассажир(ы), а не водитель «потерпевшей»
автомашины
- предъявление претензий и немедленное требование денег с завуалированными или
весьма конкретными угрозами, оказание психологического давления;
- желание «разобраться» без вызова ГИБДД;
- явное несоответствие повреждений «потерпевшей» автомашины и автомашины–«виновницы»;
- настойчивые предложения проехать в их сервис или отъехать в сторону под
предлогом, что надо спокойно осмотреть повреждения;
- установление жестких временных ограничений, типа: «деньги нужны через час,
через 40 минут сервис закроется, у тебя есть 2 часа собрать деньги и т.п.»
- требование, при согласии жертвы на выплату оговоренной суммы, оставить
документы, мобильный телефон или автомобиль в качестве залога;
- склонность «договариваться» - часто в ходе "переговоров" объявленная цена в $1000
падала до $50 – «хотя бы на краску», а бывали случаи даже и «на коньяк».
Если продержались до приезда ГИБДД и составления протокола, и вас сразу признали
виновным, то запишите свое особое мнение. В протоколе слово нарушитель
зачеркните и напишите – водитель. Обязательно напишите: «ПДД не нарушал». Если
вы в шоке, то больше ничего не пишите – потом лучше подключите адвоката. Если же
не потеряли самообладания, запишите все до мельчайших подробностей. Про
осыпавшуюся из-под подкрылок грязь, характер повреждений (это будет гарантией
того, что незначительные царапины не превратятся в пробоины «два на три» метра),
явное несоответствие повреждений вашей автомашины (очень незначительные) и
автомашины «подставлял» (бампер, крыло, фара). Следите, чтобы в протоколе
правильно была составлена схема и отражены все обстоятельства ДТП. Грамотное «Особое
мнение» в дальнейшем очень может пригодиться. Помните, вам обязаны выдать копию
протокола.
После составления протокола постарайтесь уехать вместе с милиционерами, иначе «развод»
может продолжиться. Ни в коем случае не соглашайтесь ехать с «подставлялами»
оценивать ущерб и после составления протокола. Оценка ущерба должна происходить
только после вынесенного решения о вашей виновности.
Если «подставлялы» увидят, что быстро установить виновного не получается, то
обматерив вас и, сказав, что вас поставили на счетчик, просто испарятся. Правда,
при этом будьте готовы к тому, что вам будут звонить и угрожать (причем
завуалировано). Если они приедут к вам домой, то ни в коем случае не выходите из
квартиры чтобы «просто поговорить». В этом случае они будут вынуждены либо уйти,
либо ворваться к вам в квартиру, а это уже серьезная статья УК. А на слежку за
вами (для «разговоров») у них нет времени – надо «деньги делать».
Резюме - если вас "подставляют"
Если вас прижимает подозрительная иномарка, постарайтесь добраться до ближайшего
поста ГИБДД, милиции или людного места. Если вас все же прижали, то не выходите
из машины, закройте замки и общайтесь с собеседником через небольшую щель в
боковом окне. Если ваш оппонент утверждает, что вы совершили ДТП, сразу закройте
окно, наберите "02" и все расскажите оператору. Как бы вам ни угрожали и ни били
по стеклу кулаками, ни в коем случае не вступайте в контакт с вымогателями, не
пытайтесь разобраться с ними самостоятельно и не платите деньги. Если ваши
оппоненты все же ворвались к вам в машину и приставили к вашему телу пистолет,
придется подчиниться их требованиям. Магнитолу и мобильный телефон можно купить
опять, деньги заработать, а вот свою жизнь и здоровье - уже никогда.
Постарайтесь запомнить как можно больше деталей и примет как самих нападавших,
так и автомобиля, которым они пользовались. При первой же возможности позвоните
по "02". Оператор сразу отправит к вам ближайший наряд быстрого реагирования.
Что касается ситуаций с лженаездом на человека и последующим вымогательством, то
помимо сообщения на "02" вызовите на место происшествия "скорую".